ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ И УЗЛОВАЯ. СБОРКА ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
1. ОСНОВЫ ДЕРЕВОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ И СТОЛЯРНЫХ РАБОТ
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДЕРЕВЯННЫХ ЧАСТЕЙ
САМОЛЕТА И ИХ СБОРКЕ
Древесина является одним из основных материалов, применяемых для постройки самолетов деревянной и смешанной конструкций.
По удельной прочности (прочность, отнесенная к удельному весу) на поперечный статический изгиб и растяжение основные породы (сосна, пихта) не уступают дуралюмину и лучшим сортам стали, а по удельной прочности на сжатие приближаются к ним. К положительным качествам ее надо отнести также дешевизну и легкость обработки, с использованием более простых, а потому сравнительно дешевых станков.
В то же время древесина имеет ряд недостатков: неоднородность структуры, неустойчивость в атмосферных условиях, поражаемость грибком, разбухание, усыхание.
Появление химически облагороженной и уплотненной древесины с повышенными физико-механическими качествами значительно повышает значение древесины как конструкционного материала.
В самолетах смешанной и деревянной конструкции удельное значение древесины по трудоемкости ее обработки лежит в пределах 10—25% от общей трудоемкости изготовления самолета.
Количество древесины, применяемой в самолетах металлической конструкции, ничтожно; время, затрачиваемое на обработку древесины, составляет не более 0,5—0,8% от трудоемкости изготовления всего самолета.
Обработка древесины ведется в группе деревообрабатывающих цехов, включающих в себя следующие:
Цех подготовки дерева, к которому можно отнести раскроечную. мастерскую и сушилки.
Деревозаготовительный цех со станочным отделением, оборудованным пильными, строгальными, фрезерными, и сверлильными станками. В этом же цехе имеются гнутарное и клеильное отделения, в которых производят гнутье и склеивание заготовок.
В непосредственной близости к деревозаготовительному це располагают цех столярно-заготовительный (детальной сборки).
В столярно-заготовительном цехе производят сборку нервюр, шпангоутов, лонжеронов, обшивок и т. п. В крупносерийном про^ нзводстве при организации отдельных мастерских внутри цеха по предметному признаку (нервюрная, лонжеронная) или придании их соответствующему цеху агрегатной сборки (крыльевому, фюзеляж ному) в них устанавливают необходимые станки (строгальные, фрезерные), чтобы достигнуть прямоточности процесса.
Цехи агрегатной сбор ки деревянных конструкций собирают крупные агрегаты: крылья, фюзеляжи, лодки, поплавки, центропланы, оперение. Основное оборудование здесь состоит из стапелей различного типа, снабженных стеллажами)) и верстаками, а также приспособлениями для вынимания, переворачивания и транспортирования изделий (например, лодок гидросамолетов, крыльев, фюзеляжей). Вторая группа рабочих мест служит для внестапельных работ, т. е. доделки изделия, вышедшего из стапеля, и для всякого рода подготовительных работ и предварительных сборок.
Из древесины изготовляют фюзеляжи, лодки, крылья, элероны, центропланы, оперение, а в смешанных конструкциях самолетов— отдельные части этих агрегатов.
Движение деревянных деталей начинается со склада хранения полуфабрикатов древесины: брусков, досок, авиафанеры и шпона. Это движение для условий крупносерийного производства представлено в табл. 47. При мелкосерийном и индивидуальном производствах этот перечень в зависимости от объема работ будет меньше.
Таблица 48 Трудоемкость деревоэаготовительных, столярных и обойно-малярных работ (в %) в производстве деревянных агрегатов
|
Если объем всех столярно-деревообделочных работ, необходимых для изготовления одного самолета деревянной или смешанной конструкции, принять за 100%, то соотношение трудоемкости отдельных, разделов этих работ соответственно схеме производственного процесса (табл. 47) характеризуется следующими данными (табл. 48